Известно высказывание Барта о том, что нам нужны и Биб- лия, и газета. Они нужны, поскольку газета рассказывает нам о происходящем в мире людей, а Библия говорит о том, кем являются эти люди – люди, которых так возлюбил Бог. Библия и газета. Эти слова не только во многом определя ют теологию Карла Барта, но и описывают его жизненные принципы. Практическое служение пастора (в частности, в Базельской тюрьме), высокая ученость и глубина бого- словской мысли, принесшие ему славу величайшего теоло- га ХХ века, политическая деятельность – все это теснейшим образом переплелось в его жизни. Карл Барт родился 10 мая 1886 г. в Базеле. Его отец Фриц Барт был известным теологом, пастором, преподавателем школы проповедников, затем профессором церковной ис- тории в Берне. В этом же швейцарском городе прошли детство и юность Барта. Учеба в Берне, Берлине и Марбурге, знакомство с таки- ми выдающимися теологами, как Адольф Гарнак и Мартин Раде, поначалу вовлекли его в орбиту классической либе- ральной теологии, победителем которой, – более того, из бавителем протестантизма от которой, – провозгласят поз- же Барта его последователи. Служение пастором Реформатской церкви в неболь- шой деревне Зафенвиль (с 1911 г.) заставило Барта все рьез задуматься о социальных проблемах. Это привело его в соприкосновение с находящимся в то время на пике своего развития швейцарским религиозным социализмом. Личность и труды Христофа Блумгардта, одного из лиде- ров этого движения, с которым Барт был знаком, во мно- гом повлияли на дальнейший рост молодого пастора. Именно стремление соотнести библейскую весть с траги- ческими реалиями человеческой жизни подтолкнуло Бар- та к интенсивному изучению Послания к Римлянам апос- тола Павла. Это чтение стало для Барта потрясением. В библейском тексте он открывает для себя все новые и новые глубины. При этом в своих изысканиях он опирается прежде всего на библицистскую швабскую теологию XIX века, на труды Мартина Лютера и Жана Кальвина, а также на Серена Кьер- кегора, чья мысль о «бесконечном качественном отличии времени от вечности» вдохновила Барта. Однако было бы неверно сводить идеи Барта лишь к новому открытию ис- конно реформаторского вероучения или же к его своего рода «осовремениванию». Этим было бы трудно объяснить тот небывалый взрыв интереса, который вызвала публика ция его комментария к Посланию к Римлянам (особенно его второго, переработанного издания 1922 г.). Идеи Бар- та, оставаясь в рамках протестантской (прежде всего, ре- форматской) традиции, поражали именно своей яркостью и оригинальностью. Их своего рода кристаллизацией мож- но считать первый артикул принадлежащей теперь к чис- лу официальных вероисповедных писаний Реформатской церкви Барменской теологической декларации 1934 г., вдохновителем и фактическим автором которой являлся сам Барт: «Иисус Христос, как Он засвидетельствован в Священном Писании, есть единственное Слово Божье, ко торое нам надлежит слушать, которому нам надлежит до верять в жизни и смерти и которому надлежит повино ваться. Мы отвергаем ложное учение, будто Церковь наря- ду с этим единственным Словом Божьим может и должна признавать и другие события, силы, образы и истины в ка- честве Божьего откровения и источника своего провозве стия»1. В этих словах выражается больше, чем только про тивостояние с пронацистски настроенными христианами, которые видели в Гитлере и в событиях Третьего рейха новое откровение Божье. В этих словах звучит протест против всякого смешения человеческих поисков Бога и человеческих достижений, общерелигиозных и философ ских истин с откровением Самого Бога в Иисусе Христе. В этих словах – утверждение абсолютной инаковости и парадоксальности Божьего откровения, засвидетельство ванного в Библии, по сравнению со всякой человеческой религиозностью и религией, невыводимости этого откро вения из человеческих устремлений, желаний и опыта. Поистине пророческий пафос Барта смог захватить мно гих его современников, что выразилось в развитии целого богословского направления, получившего название «диалек тической теологии». Надо помнить, однако, что это движе ние не существовало изолированно. Это время – первая половина ХХ века – было временем подлинного расцвета немецкоязычной протестантской теологии. Помимо уже упо мянутых представителей классической либеральной теоло гии и религиозного социализма нужно назвать еще хотя бы несколько имен и направлений. Это и начало деятельности Пауля Тиллиха с его идеями теологии культуры и оправда ния сомнением. Это и «вторая волна» эрлангенской теоло гии, представленная Вернером Элертом, автором знамени той «Морфологии лютеранства» (по выражению Барта, «под лежащей неустанному проклятию “Морфологии”»), и Паулем Альтгаузом с его учением о дохристианском праоткровении. Нельзя забывать и о книге «Святое»2 Рудольфа Отто, где он показывает, что именно «нуминозное чувство» – чувство святого, присутствующее в человеке, – лежит в основе лю бой религии. Сюда же относится и «Лютеровский ренес санс», вдохновленный Карлом Холлем, который искал обо снование и истоки протестантской теологии в пережива ниях молодого Лютера, приведших его к реформаторскому открытию. Со всеми этими и другими направлениями Барт находился в постоянном, как правило, критическом, порой, как нетрудно догадаться, доходящем до ожесточения, но всегда творческом диалоге. Поэтому нуждается в решитель ной корректировке примитивный образ Барта, созданный некоторыми из его последователей, – образ сурового и не примиримого борца со всяким культурным и религиозным влиянием в христианской теологии, образ теолога абсо лютно и категорично противопоставившего Библию куль туре и ставшего при этом однозначно на сторону Библии. «Если и есть “бартиане”, – пишет Барт, – то сам я не при надлежу к их числу»3! Окончательно разрушить плоский хрестоматийный образ могут помочь еще два факта. Барт является автором не только теологических сочинений, но и известной биографии бесконечно любимого им Моцар та, опубликованной в 1956 г. Он также с восторгом прочи тал и сам перевел на немецкий язык эссе известной анг лийской писательницы Дороти Сейерс «Величайшая из когдалибо поставленных драм», в которой она, автор де тективных романов, характеризует историю Иисуса Хрис та как самую захватывающую драму из тех, что известны человечеству. После прихода к власти нацистов Барту, уже знамени тому теологу, профессору в Бонне, пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Широкую огласку получил его отказ принести присягу на верность Гитлеру, которая тре бовалась от всех государственных и церковных служащих. До 1934 г. Барт был одним из руководителей Исповедую щей церкви, сопротивлявшейся попыткам государства вме шиваться в церковные дела. Но и после своего переезда в Базель в 1935 г., где он занял место профессора система тической теологии, Барт оставался в тесном контакте со своими немецкими друзьями и продолжал свою публич ную деятельность, направленную против гитлеровского режима. Скандальную известность обрело его письмо к де кану теологического факультета в Праге, написанное в сен тябре 1938 г. В этом письме Барт открыто призывал к во оруженному сопротивлению: «Каждый чешский солдат, ко- торый борется и страдает, будет делать это за нас и, – я говорю об этом без всяких условий, – за Церковь Иисуса Христа». После же окончания войны Барт занял активную пози цию за позитивное отношение к Германии, против духа ненависти и мести. Университет Мюнстера вернул ему ти тул почетного доктора теологии, отобранный в 1939 г. Но до своего выхода на пенсию в 1962 г. Барт оставался в долж ности профессора в Базеле. И после своей отставки он еще практически до своей смерти 10 декабря 1968 г. вел различ ные семинары и читал лекции. Главным богословским трудом Барта стала выходившая с 1932 г., но так и оставшаяся неоконченной «Церковная догматика», до сих поражающая читателей тщательностью проработки различных теологических тем и (в едва ли не меньшей степени) своим объемом. Впервые предлагаемое русскоязычному читателю «Вве дение в евангелическую теологию» – одна из последних крупных богословских работ Карла Барта. Эта книга, осно ванная на цикле лекций, прочитанных в Базеле вскоре пос ле ухода на пенсию, отличается заметным своеобразием. Нелегко уже определить ее «жанр». Это не краткое изложе ние всего догматического корпуса, как можно было бы ожидать из ее названия. Не вполне вписывается она и в рамки традиционных «Пролегомен» или основного бого словия. Этот труд, скорее, – попытка проникнуть в духов ный мир христианского теолога, определить и описать ту атмосферу, в которой должна совершаться его работа, по казать ее истоки, угрожающие ей опасности и тот образ жизни, которого она требует. Сам Барт понимает эту книгу как свою «лебединую песнь», как «краткий отчет в том, к чему я до сих пор стремился.., чему учил и что отстаивал в области евангелической теологии в течение пяти лет сту денчества, двенадцати лет пасторского служения и сорока лет в должности профессора»4. Пусть читателя не смущает могущий показаться слиш ком сложным язык Барта. На первый взгляд он в некото рой своей тяжеловесности кажется далеким и от языка Библии, и от языка газеты. Однако при внимательном чте нии станет заметно, как Барт вбирает в себя импульсы из обоих столь важных для него источников, и останется толь ко поражаться тому, с каким мастерством он соединяет их в своей теологии. Чтение этой книги, несомненно, станет работой – непростой, но захватывающе интересной, от крывающей новый взгляд на евангелическую теологию и на самого Барта.
Антон Тихомиров, д-р теологии, пастор, декан Теологической Семинарии ЕвангелическоЛютеранской Церкви 1 Die Barmer Theologische Erklärung. Einführung und Dokumentation/ Burg smüller A., Weth R. – Neukirchener Verlag, 1983, c. 34 (перевод автора). 2 В большинстве русскоязычных ссылок данный труд именуется как «Свя щенное», что, однако, является не вполне корректным, учитывая тот смысл, который сам автор вкладывает в это слово. Оригинальное назва ние книги – «Das Heilige». 3 Так в его предисловии к книге «Введение в “Церковную догматику” Карла Барта», написанной Отто Вебером. См. Weber Otto. «Karl Barths Kirchliche Dogmatik. Ein einführender Bericht». – Neukirchen, 1958, c. 5. 4 См. наст. издание, с. 11. (с) Центр "Нарния", 2006 Копирование и воспроизведние данного текста в любом виде запрещается.Опубликовано, в качестве предисловия редактора, в книге: Карл Барт "Введение в евангелическую теологию" / М.: Центр "Нарния", 2006