Центр Нарния
ЖУРНАЛ 3 (27) - 2010
Журнал 3 (27)
журнал 2(26)-2010
Журнал 1(25)- 2010
ЖУРНАЛ 1(25)-2010
журнал4(24)-2009
Журнал3(23)-2009
Журнал 2(22)-2009
Журнал 1(21) 2009
Журнал 3(19) 2008
Журнал 2(18)-2008
Журнал 2(14)-2007
Журнал 1 (13)-2007
Журнал 4(12)-2006
Журнал 3(11)-2006
Журнал 2(10)-2006
Журнал 1(9)-2006
Журнал 3-2004
Архив PDF
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

стереотипы

Печать  

Все французы по утрам едят лягушек. Женщина за рулем – «обезьяна с гранатой». В России по улицам ходят медведи, и все россияне
копят матрешек и играют на балалайках. Все блондинки – глупые.
Все чиновники – коррупционеры. Женщина должна стоять у пли‑
ты и воспитывать детей. Все тещи злые и коварные. Рок‑музыкан‑
ты – наркоманы. Разбогатеть – абсолютно невозможно... Мы
сталкиваемся со стереотипами постоянно в совершенно разных
сферах жизни... Что говорят об этом понятии словари?

Cтереотип (греч. stereos + typos – «твердый» + «отпечаток»). Изначально
«стереотип» – метафора относительно мышления, пришедшая из типограф‑
ского дела (Википедия).
»... Это картина в умах людей, относительно их собственной или других на‑
циональных групп. Подобные образы или представления обычно широко рас‑
пространены в обществе; как правило, они чрезвычайно примитивны и не‑
восприимчивы к обьективной реальности» (по Klenberg O. Tensions Affecting
International Understanding).
Жизнь человека подчас наводнена шаблонами, стереотипами, установка‑
ми, предрассудками, убеждениями и т.д., это позволяет мыслить обобщенно,
ежесекундно не детализировать ситуацию.
Стереотипы могут создавать собственную реальность. Как это относится
к нам – тем, кто работает с детьми? Просто вспомните...«Хороших» учени‑
ков вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель
через свои жесты и фразы с самого начала дает понять, что ничего хорошего
он от него не ждет. На опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше
времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя, подверженно‑
го «стереотипу ожидания», ситуация переворачивается, и он искренне счита‑
ет, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих. Плохих крити‑
куют больше и резче с использованием обобщений типа: «Опять не выучил»,
«Как всегда, ты...» и т. д.
Предрассудки берут начало из многих социальных источников: «Ведь нельзя
жить в обществе и быть свободным от общества». С одной строны, стереоти‑
пы защищают человека от личностной тревожности, а с другой – заключают
в камеру со стенами, состоящими из предрассудков, что существенно тормо‑
зит развитие личности.
Бог – удивительный, действует вне стереотипов. Кто‑то представлает Его
себе в образе грозного старца с седой бородой, восседающего на облаках.
Кто‑то – в роли доброго волшебника, по мановению Чьей руки в мире проис‑
ходят чудеса. Кто‑то – в роли личной охраны во время витиеватых жизнен‑
ных путей. А Он приходит в совершенно разных образах и не перестает удив‑
лять: Он ожидаем и неожиданен всегда. Только Он может изменить «тверды‑
ню» в голове человека, привыкшего мыслить стереотипно. Только Он спосо‑
бен творить новое и неожиданное из того, что люди почитают за сор, – в том
числе, из самих же людей....

© 2006, Нарния Разработано в GEHARD