Недавно французский писатель Мишель Уэльбек сравнил современную цивилизацию с подростком, который часто бывает жестким и эгоистичным. Подросток разительно отличается от ребенка, способного быть доверчивым и радоваться даже пустякам. Христос призывал взрослых быть как дети. Не в том смысле, чтобы становиться детьми по уму. А в том, чтобы уметь открывать в себе ребенка в его святости и простоте.
Дети способны многому научить взрослых. Ну, а взрослым никуда не деться от воспитания своих чад. Это процесс долгий и очень непростой. Ему посвящено множество томов. И вот перед нами новая книга на эту же тему: "Таинство детства. Беседы с архимандритом Виктором (Мамонтовым)", написанная Ильей и Мариной Гриц.
Эта одна из немногих книг, не дающих "полезных советов", но побуждающих читателя к размышлениям. Она разбита на множество небольших главок, в которых обсуждаются самые разные вопросы – от глобальных, до очень конкретных. Достаточно привести только некоторые названия: "Нужны ли дети этому миру?", "Общение на расстоянии двух свобод", "Семейное чтение", "Проблема детской лжи и воровства", "О добрачных отношениях среди молодых людей", "Проживание своего возраста". Разговор начинается с младенцев, а заканчивается раздумьями о подростках, то есть в издании прослеживаются все этапы взросления.
Естественно, большое внимание в книге уделено духовному воспитанию и образованию. Архимандрит Виктор настаивает на том, что "ребенок способен преображаться только благодаря любви". И эту любовь он должен чувствовать во всем, даже в наказании. Очень интересны его размышления о молитве своими словами: "Ребенок может сказать Богу всего несколько слов, самых простых, но именно таких, которые он может сказать сам". О значении семейной трапезы, которая "тоже священнодействие". О служении детей в церкви: "В их жизни должен наступить такой период, когда они впервые в храме вытрут пыль с подоконника, расставят цветы, почистят подсвечники".
Сам архимандрит Виктор много занимается детьми: устраивает специальные детские богослужения, занятия в воскресной школе, а летом к нему съезжаются девочки и мальчики из разных городов и весей в специально организованный палаточный лагерь. О. Виктор – настоятель Ефросиневского храма в небольшом городке Карсава в Латвии, и, что интересно, у него сложились хорошие отношения с представителями разных конфессий, которые охотно сотрудничают с ним.
В книге есть несколько автобиографических эпизодов, в которых священник вспоминает о своем детстве на Сахалине. А рос он в многодетной (девять детей!) неполной семье: отца за неосторожное высказывание репрессировали, и он погиб по пути в лагерь. Вспоминает о. Виктор и о преподавании литературы в школе и институте (он закончил Южно-Сахалинский педагогический институт).
Раньше мы заметили, что сборник не содержит "ценных указаний". Но все же некоторые практические советы в нем встречаются. Например, когда обсуждается вопрос о телевизоре в семейном досуге. Архимандрит Виктор считает, что родителям нужно знать, когда его "впускать" в семью, и без "цензуры" тут не обойтись. Или когда речь заходит о проблемах подросткового возраста. Священник размышляет о призраках общения: "Это не друзья, а просто сокурсники, сотрудники, а иногда – собутыльники, соукольники". И тут же напоминает, что общение со сверстниками может родиться через общение семей, когда дети, приходя в подростковый возраст, общаются и друг с другом, и со взрослыми. Иначе получается, что подростки живут без общения, а родители говорят: "Ну, это такой возраст, что с ними сделаешь?".
Одна из главок книги посвящена смерти. Стоит ли говорить о ней ребенку? Современный мир боится даже намека на то, что эта будто бы легкая прогулка по жизни неизбежно подойдет к концу, что может произойти что-то ужасное и непоправимое. Между тем, как пишет в своих дневниках о. Александр Шмеман, жизнь постоянно глядится в зеркало смерти, это ее онтологическое свойство. О. Виктор вспоминает рассказ митрополита Антония (Блума) о том, как родители, чтобы не травмировать детей, не хотели пустить их к умершей бабушке. Но потом все же пустили. И дети вышли оттуда другими. Шли запуганные, с недоверием, страхом, а в тот момент, когда они соприкоснулись с этой тайной, случилось удивительное. Дети увидели на лице бабушки неземной покой, ощутили необычную тишину у гроба. И здесь о. Виктор напоминает о Воскресении, о том, что крышка гроба – это еще не весь жизненный итог. И даже рискует дать такой совет: "Можно привлечь детей к уборке могил на кладбище. У нас в Карсаве в лютеранской части кладбища есть надгробие, где написано: "Спи, покуда не придет и не разбудит тебя Христос". Думаю, если бы дети увидели такую надпись, то это уже первый шаг, чтобы начать разговор о Воскресении". В этом же ключе размышляет о. Виктор и об общении с тяжело больным ребенком ("с ним можно говорить только на языке любви").
В книге затрагиваются многие болезненные темы. Но несмотря на это, общая ее тональность светлая, можно сказать, пасхальная. Она получилась радостной и открытой. В нее, действительно, легко войти. Ее можно открыть на любой странице, благо главки короткие, и каждая из них представляет законченное целое, и не просто узнать что-то полезное, а соприкоснуться с таинством детства.
|