Центр Нарния
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Д. Марсден. Роль детской литературы...

Печать  
Дональд Марсден

Роль детской художественной и духовной литературы
в становлении личности  

Доклад на международной научно-богословской конференции "Личность в Церкви и обществе" (Москва, 17-19 сентября 2001 г.), организованной Свято-Филаретовским институтом, журналом "Вестник РХД" и Институтом человека РАН.

В приглашении на конференцию, посвященную проблемам личности в Церкви и обществе, моральный и социальный вакуум, в котором мы живем, прекрасно описан как бегство в индивидуализм и безличностность. Совсем недавно двое членов моей семьи стали свидетелями случая, который подтверждает ужасную правду этих слов, не говоря уже о событиях, произошедших на днях в Нью-Йорке и Вашингтоне. Две недели назад, в воскресенье, моя жена и наша тринадцатилетняя дочь отправились в Лужники посмотреть соревнования на Кубок мэра по верховой езде и скачкам. Дочь любит лошадей, и жена давно хотела сводить ее на подобные соревнования. Я подвез их до Лужников и попросил позвонить мне, если они захотят вернуться домой на машине. Однако они решили проехать одну остановку на метро. Они немного припаздывали, и я уже накрывал стол к ужину. Когда они появились, их лица были бледны. Войдя в кухню, жена и дочь начали рассказывать о несчастном случае, свидетелями которого они стали по пути от “Спортивной” до “Фрунзенской”.

Двери вагона не успели захлопнуться, как 8-10 молодых парней, хором крикнув: “Раз, два, три”, – принялись жестоко избивать невысокого юношу азиатской внешности. Пассажирам сначала показалось, что молодежь таким образом просто веселится, но довольно скоро стало ясно, что парни не шутили. Испуганные люди бросились от них в другой конец вагона. Беспомощный парень упал на пол, а молодчики продолжали бить его, целясь в голову и ребра. Моя жена безуспешно пыталась связаться с машинистом поезда по микрофону экстренной связи. Трое темнокожих крепко сложенных мужчин бросились на помощь несчастному, но были тут же сбиты с ног. Когда поезд остановился, молодчики вышвырнули свою жертву, которая уже не пыталась оказывать ни малейшего сопротивления своим мучителям, прямо на платформу. Один из них выскочил из вагона и, пока его спутники держали двери, несколько раз пнул по ребрам и челюсти лежащего на полу парня. Потом он вскочил в поезд, двери закрылись, и состав двинулся. Избитый едва шевелился, изо рта у него текла кровь. Жена и дочь вместе с женщиной, тоже вышедшей на этой станции, сообщили о произошедшем дежурной по эскалатору. Та позвонила в отделение милиции, и вскоре для расследования ситуации спустился по эскалатору один-единственный милиционер.

Жена рассказывала все это, пока я накрывал на стол. Не стоит и говорить, что не очень приятно слушать о таких ужасах перед едой, но мы, обратившись к Господу в молитве, попросили Его помочь несчастному и как-то заставить жестоких парней раскаяться в содеянном. За ужином мы недоумевали, откуда столько жестокости в человеке, как можно отважиться на подобное преступление, почему люди просто стояли и смотрели, как хулиганы издеваются над молодым парнем. Жена спросила, должна ли она была как-то помочь пострадавшему, ведь в тот момент она чувствовала себя совершенно беспомощной. “Если бы хоть что-то помогло мне призвать хулиганов к порядку!” – говорила она. Но, к сожалению, все что они смогли сделать – это сообщить о происшествии служащим станции метро.

Весь вечер жена вспоминала этот случай; мысли о нем не покидали ее и на следующий день. Можно было, конечно, попытаться смягчить тягостный осадок от инцидента, сказав, что это была всего лишь разборка хулиганов, но даже если это правда, подобный случай свидетельствует о духовной опустошенности наших современников.

После ужина я подсел к детям, чтобы, как уже повелось много лет назад, почитать им. Мы дочитывали трехтомник Дж.Р.Р. Толкиена “Властелин колец” (Имена и названия даны по книге: Толкиен Дж.Р.Р. Возвращение государя / Пер. В. Муравьева. М., 1992.). В тот вечер мы как раз читали о том, как хоббиты, уничтожив Кольцо Злой Силы, вернулись в Хоббитанию после завершения долгого, изнурительного и опасного пути. Но их прекрасная родина подверглась набегам хулиганов и опустошению со стороны злого колдуна Сарумана. Герои были готовы встретиться лицом к лицу и с этой напастью. Выпавшие на долю хоббитов испытания закалили их характер, как сталь. Им приходилось сталкиваться и с большими трудностями, поэтому они смогли восстановить порядок в Хоббитании.

Итак, злые в романе получили по заслугам. Хулиганов поставили перед выбором – либо навсегда покинуть страну, либо погибнуть. Многие из них попытались сразиться с хоббитами, но были убиты. Тех же, кто сложил оружие, помиловали – им была дарована возможность покинуть Хоббитанию. Злодей Саруман был арестован, но отказался раскаяться в содеянном, более того, он не испытывал ни малейших угрызений совести. Тем не менее отважный хоббит Фродо запретил своим друзьям убивать колдуна. Саруман погиб от руки неверного слуги Гнилоуста, которого без конца унижал. Так что, хотя хоббиты и не отомстили, справедливость восторжествовала. Читать об этом приятно, но насколько же такой порядок вещей контрастирует с ситуацией в реальном мире, с которой столкнулись мои жена и дочь!  

Возможно, кто-то считает, что чтение сказок детям – буржуазная сентиментальность, попытка убежать от жестокой прозы жизни в мир фантазий. Я же уверен, что чтение детям подобных произведений составляет неотъемлемую часть воспитания детей в вере, поскольку в нем заключены силы, помогающие становлению детской личности, а именно ее интеллектуальной, эмоциональной, волевой и духовной сторон. Прежде всего я хотел бы отметить, что чтение высоких образцов детской художественной литературы ни в коем случае не должно заменять собой ни регулярного участия детей в богослужениях, ни чтения Священного писания в воскресной школе и дома, ни молитвы в кругу семьи. Подчеркиваю, богослужения, знакомство с Писанием и молитва – это основополагающие элементы воспитания ребенка в вере.  

Может показаться, что дети, принимая пассивное участие в литургии и в других богослужениях в церкви, слушая слова Писания в воскресной школе и видя, как дома молятся их родители, бабушки и дедушки, проявляют недостаточно интереса к этим сторонам жизни христианина. Дело в том, что услышанные слова дети на подсознательном уровне сохраняют в своих сердцах, в своих душах и мыслях вплоть до того часа, когда Богу будет угодно пробудить их к живой вере. Однако только этого недостаточно для воспитания ребенка в вере. Я убежден, что хорошая детская художественная литература также нужна для становления личности ребенка и укрепления его веры. Маленький христианин, слушая интересные произведения, углубляет знание родного языка, что необходимо для понимания слов Священного писания. В Библии заключено слово Божье, облеченное в формы, доступные человеческому разуму. Подобно тому, как Божественное Слово, Сын Божий, в Воплощении облеклось в тело человека, так и Божественное слово Писания передано нам посредством человеческих языков – древнееврейского, греческого, русского, английского и т.д. Божественное Послание расшифровано на человеческом языке. Душа и разум человека, ограниченные земным и прикованные к земному, не способны верно понимать вечное, бескрайнее величие Бога, Которого не могут вместить ни небеса, ни земля. Бог знает слабость человека, поэтому Он открыл Себя посредством слов Священного писания, понятных нам. 

Слово Божье открывает Бога человеку и в то же время сохраняет тайну Бога. Откровение не “отменяет” тайну, а являет Божественный свет и истину, возвышая тайну Бога, заставляя нас поклоняться Ему. Таким образом, мы пытаемся узнать Бога через слово Писания. Мы смело исповедуем, что Бог всемогущ и творит чудеса в нашей жизни, несмотря на то, что мы недостаточно хорошо понимаем Его слово. Однако это не означает, что слову Божьему можно приписывать некую магическую силу, считая, что человеку совершенно необязательно понимать его. Напротив, мы должны стремиться к более полному пониманию, тем самым сознательно открываясь для преображающей силы Божьей. Слово Писания вводит нас в присутствие Бога; в нем Он обращается к человечеству. Мир веры, Библии и Церкви – это не бегство в некую частную религиозность. Быть со Христом - значит более глубоко соединиться со всем человечеством. Было бы очень странно, если бы, приближаясь к Богу, мы отдалялись от людей. Напротив, дружба с Богом должна сделать нас способными любить ближних и заботиться о них. То есть вера шлифует нашу человеческую сторону, но не поглощает ее. Швейцарский богослов Карл Барт говорил, что проповедник должен готовиться к проповеди с Библией в одной руке и газетой в другой. Тем самым он хотел подчеркнуть, что Бог непрестанно заботится о мире, в котором мы с вами живем, и призывает нас так же заботиться о нем. 

Теперь давайте попробуем применить это правило к детям. Как мы можем помочь им увязать мир Писания с реальностью? Я думаю, что ответ следует искать в книгах для детей. Для того чтобы глубже постигать смысл слов Священного писания, ребенку необходимо научиться ценить и тонко чувствовать родной язык. Слушая литературные произведения, он расширяет свой словарный запас, овладевает непростым мастерством самовыражения, развивает умение распознавать мотивы поведения и особенности личности человека. Ведь благодаря литературе он знакомится с широким спектром характеров. Ребенок узнает, что человек, который на первый взгляд – замечательный и сильный, на самом деле может оказаться коварным и опасным. И, напротив, люди, которых мы считаем отталкивающими и подозрительными, в действительности заслуживают доверия, обладают мужеством и отвагой. Персонажи, описанные в детской художественной литературе высокого уровня, помогают ребенку научиться распознавать различные типы людей, в реальной жизни нередко скрывающихся под маской.  

Литература учит ребенка отличать правду от лжи. Она развивает в нем умение слушать и понимать слово Божье и людей, о которых рассказывает Библия, мысленно представлять себе различные образы, благодаря которым ребенок учится любить, ненавидеть, уважать и бояться. Открывая ребенку через литературу богатый реальный мир, мы тем самым помогаем ему понять слова Писания, которые непривычное ухо воспринимает как архаичные, трудные, монотонные, скучные и формальные. “Религиозные” слова, якобы не имеющие ни малейшего отношения к ребенку, легко пропустить мимо ушей. Лучшие образцы детской художественной литературы посвящены темам, центральным в Писании. В них речь идет о надежде, страхе, радости и скорби. В отличие от Писания эти темы в детской литературе оказываются для ребенка более доступными. Библию трудно понять даже взрослому человеку, не имеющему достаточной подготовки. В детских же книгах проиллюстрированы многие сюжеты, созвучные библейским текстам, поэтому, читая их, мы можем обсуждать с ребенком вопросы, касающиеся веры.  

Художественная литература помогает нам возвести мостик между миром ребенка и необыкновенным миром Писания. Книги для детей помогают нам также перебросить мост между миром ребенка и миром взрослого, они учат нас находить общий язык. Одним из последствий бесконечного разрастания видеофильмов, компьютерных игр, интернета стало отсутствие у нас общих тем для разговоров с детьми . Мы теряем общий язык. Мои дети могут без конца перебрасываться фразами из мультиков, разговаривать о персонажах сериала “Покемон”, но все это ничего не значит для меня, ведь я не понимаю, о чем идет речь. Когда же мы вместе читаем, то погружаемся в один воображаемый мир, вновь находим общий язык, знакомимся с персонажами, о которых потом говорим всей семьей. У каждого персонажа есть сильные и слабые стороны. Мы обсуждаем, кто из них прав, а кто нет, размышляем, похожи или нет они на Иисуса и других людей, о которых идет речь в Библии.  

Детская художественная литература может познакомить ребенка с христианскими ценностями, при этом ей чужд педантизм и монотонность, с которыми у детей часто ассоциируются изучение катехизиса и уроки Закона Божьего, как принято говорить в Православной церкви. Катехизису присуще абстрактное представление Божественной Истины, в то время как литература знакомит с ней в повествовательной форме, помогая ребенку принять Истину сердцем, интуитивно.  

Дети с удовольствием слушают, когда им читают взрослые. Когда я, почитав им полчаса или час и заканчивая очередную главу, закрываю книгу со словами: “Ну, на сегодня хватит”, – то нередко слышу от них: “Пожалуйста, почитай еще. Мы хотим знать, что там случилось дальше”. 

Я убежден, что Бог даровал нам Священное писание и богослужения не только “для нашего наставления”, но еще и для нашего наслаждения. Слова Господни “вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота” (Пс 18:11). Размышление над словом Божьим и молитва – не только религиозные упражнения, призванные развить в нас терпение. Это еще и Божий дар для того, чтобы мы ободрялись и наслаждались. Но подобное времяпрепровождение не приносит мгновенного удовольствия, как, скажем, батончик “Сникерса” или банка “Кока-колы”. Мир, живущий в эпоху постмодерна, которая отмечена преобладанием индустрии развлечений и давлением со стороны могущественного и вездесущего глобального рынка, легко убеждает человека в том, что все нужное для наслаждения жизнью можно быстро приобрести. Безусловно, это гнусная ложь. Подлинную радость жизни можно обрести, лишь постепенно приобретая привычки и навыки, необходимые для наслаждения высшими ценностями и Божественной Истиной. Это относится ко всем областям культуры и искусства так же, как и к жизни в вере. Человеку не так легко получить наслаждение от классической музыки, как, например, от рока или народных песен. Только если его слух достаточно развит, он полюбит классику. Классическая музыка доставит ему духовную радость, которую трудно обрести, слушая рок-музыку. Точно так же трудно радоваться Богу, если у человека нет привычки приближаться к Нему. 

Определенное удовольствие я получаю от просмотра фильмов. Хорошая кинолента тоже может научить меня духовным ценностям. Однако качество и способ передачи информации посредством кино отличается от способа передачи ее в литературе. Кино не ставит перед собой цель пробудить мое воображение, оно навязывает мне образы. То же самое делают компьютерные игры и интернет. С одинаковым успехом можно пребывать в блаженном “ничегонеделании” как перед экраном телевизора, так и перед монитором компьютера. Однако когда я слушаю повествование о долгом путешествии Фродо и Сэма по выжженным солнцем склонам и темным ущельям Роковой Горы, об их сражениях с невидимыми злыми силами, от меня тоже кое-что требуется. Я должен разбудить свое воображение, и это, как мне кажется, составляет неотъемлемую часть процесса становления гармоничной и здоровой личности, развития духовности человека – ведь жизнь в вере должна быть активной. Жизнь молитвы требует активного и полного участия личности. Она немыслима без силы воображения, дисциплинированности ума и способности познавать свои эмоции.  

Умение слушать – это приобретенный навык. Слушая рассказ или сказку, ребенок начинает глубже понимать человеческую жизнь, ведь благодаря художественной литературе он незаметно для самого себя и окружающих учится сострадать тем, кому нелегко, различать и уважать мужественного героя, а также начинает понимать, что следует остерегаться лживых и вероломных вождей. Кроме того, ребенок развивает ассоциативное мышление, сравнивая литературных персонажей, героев Священного писания и знакомых ему людей. Можно сказать, что тем самым создается нечто вроде диалога между персонажами художественной литературы, Священного писания и реальным миром, в котором мы живем. Такой “диалог” оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.  

Некоторые скептически относятся к детской литературе, потому что она якобы основана на вымысле и содержит элементы фантастики. Критики фантастики и сказок утверждают, что детям вредно верить в волшебство. Думать так – значит совершенно не понимать сказок. Как заметил Г.К. Честертон, в основе детских сказок лежат два принципа: во-первых, они отражают живой окружающий нас мир, полный чудес, а во-вторых, хотя многое из того, что происходит с нами, с трудом поддается пониманию, они учат нас соблюдать определенные правила, необходимые для того, чтобы наслаждаться жизнью. А шотландский писатель-сказочник Джордж Макдональд настаивает на том, что у сказок своя логика. Для того чтобы удовлетворить читателя, сказка должна соответствовать строгим принципам и правилам.  

Прежде всего, мы должны признать, что фантазия и воображение – способы мышления, которые преобладают в сознании ребенка вплоть до достижения двенадцати лет. Однако воображение не должно “работать вхолостую”. Его совершенно необходимо развивать, направляя в определенное русло. Художественная литература тренирует воображение, задавая ему определенные правила. Благодаря сказкам ребенок узнает закономерности мира собственных эмоций и социальных связей, постигает удивительный, непредсказуемый, пугающий окружающий мир, кишащий, говоря аллегорически, загадочными зверями, чудовищами и тайнами, учится жить в нем. Жизнь человека наполняют события, которые не так-то просто объяснить, потому что они часто расходятся с нашими представлениями о том, как должно быть. Наши сердца как бы перевернуты желаниями, эмоциями, мечтами и странной тоской, которые нам едва ли понятны. Однако, как считает Г.К. Честертон, предпосылки благоденствия в нашем мире совпадают с условиями счастливой жизни сказочных персонажей. Если не развивать воображение ребенка, не учить его восхищаться тем, что он видит, то он довольно рано станет циником и пессимистом. Если же ребенок не учится соблюдению определенных правил, не понимает, что в жизни всему есть предел, то он не научится дружбе, ему будет трудно жить в обществе. Необузданное же воображение приводит к тому, что молодые люди становятся неспособными контролировать свои эмоции и поведение. 

Американская писательница Кэтрин Пэтерсон написала роман “Великолепная Гилли Хопкинс”. В этой книге рассказывается история девочки-сироты, которую судьба забрасывала из одного дома в другой. Она была довольно одаренным ребенком, но боль, некогда причиненная ей матерью, отказавшейся от нее, ожесточила девочку, и в результате она плохо вела себя и в школе, и в приютах, постоянно грубила взрослым. Трудный характер во многом повлиял на то, что ее часто переводили из одного дома в другой. Девочка научилась не доверять тому, кто говорил: “Я люблю тебя”. В первый день учебы в новой школе она стащила мяч у ребят, игравших в баскетбол, а когда те попытались заставить ее вернуть украденную вещь, она расцарапала им лица. Естественно, за ней тут же закрепилась репутация девчонки, “одним махом расправившейся с пятью парнями”. Но это только цветочки. Девочка украла деньги у пожилого соседа и у женщины, которая временно ее удочерила, и купила билет на автобус из Вашингтона до Калифорнии, где живет ее мать. Однако воришку поймала полиция, и ей пришлось вернуться в приют.  

В романе рассказано, как настоящая любовь женщины, воспитывающей Гилли, постепенно преображает девочку. В конце концов сироту решает забрать к себе ее бабушка, целых двенадцать лет даже не подозревавшая о существовании ребенка. Однако приют уже стал для Гилли настоящим домом, и девочка не хочет уезжать. Но закон есть закон, и ее должны отпустить к бабушке. Пожив некоторое время в новом доме, девочка начинает тосковать. Она скучает по опекавшей ее женщине, по своему “брату”, которого она встретила в приюте, а ведь их она раньше ненавидела и постоянно им грубила. Читатель понимает, что изменило Гилли: в приюте она впервые встретила Любовь Бога и настоящее человеческое сообщество.

Этот роман довольно популярен у детей, в том числе и у заключенных. Один малолетний преступник, прочитавший об ужасном поведении героини романа, о ее недоверии взрослым, честно признался офицеру-воспитателю: “Это про меня”. Подобные книги помогают детям научиться выражать свои мысли и чувства, духовно и социально развиваться, где бы они ни жили – в любящей семье, детском доме или в тюрьме. Художественная литература открывает внутренний, духовный мир человека, связывает его с Богом, учит жить с осознанием своей ответственности за этот мир, за развитие взаимоотношений с ближними. В Писании сказано: “Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честью увенчал его” (Пс 8:5,6). “Призрел Он на смирение Рабы Своей...” (Лк 1:48). Господь уважает человека, поэтому становление личности ребенка – важный вопрос, который касается и нас. 

В заключение мне хотелось бы отметить, что родители, педагоги и служители довольно часто не принимают во внимание данный аспект воспитания детей в вере. Конечно, от массы книг, предназначенных для детей, можно смело отказаться. При выборе литературы я хотел бы предложить вам следовать критерию, указанному апостолом Павлом: “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте” (Флп 4:8). 

Ответы на вопросы 

Вопрос. Какие книги Вы могли бы рекомендовать для чтения детям в возрасте 11-12 лет, кроме книг Льюиса, Толкиена, Макдональда? Их мы уже читали. 

Д. Марсден. В начале перестройки в России была издана книга “Великолепная Гилли Хопкинс” американской писательницы Кэтрин Пэтерсон. О ней я упоминал в своем выступлении. Я приготовил целый список таких книг. В нашем издательстве “Центр Нарнии” мы выпустили Макдональда и готовим к печати книгу Кэтрин Пэтерсон “Иакова Я возлюбил”. Есть еще масса переводных книг, правда, это скорее литература для девочек: “Таинственный сад”, “Маленькие женщины” и другие. Простите, я плохо знаю их названия по-русски. Одна из задач нашего Центра – подготовить каталог таких книг. 

Вопрос. Как Вы относитесь к мировому успеху знаменитого Гарри Поттера? 

Д. Марсден. Ну, про Гарри Поттера могу сказать, что я ничего особенно вредного, но и ничего особенно хорошего в этих книгах не вижу. Мои дети их, кстати, очень любят читать. Все читают. Это интересный феномен. Книги очень популярны, но я не вижу в них высокой духовной ценности. Вопрос в том, как авторы пользуются элементами волшебства. Волшебство, которое играет центральную роль в книгах о Гарри Поттере, на мой взгляд, сомнительно. Волшебство присутствует во многих книгах-сказках, в частности у Льюиса Кэрролла, Джона Толкиена и других.

 

© 2006, Нарния Разработано в GEHARD