Центр Нарния
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

О. Бухина. О фильме "Хроники Нарнии"

Печать  
Ольга Бухина
Дверь, открытая для всех – Нарния на экране

Другими словами, вы – настоящий человеческий Человек?
К.С.Льюис «Лев, Колдунья и Платяной шкаф»


Ну, вот, Нарния наконец стала доступна широкой публике. У «Хроник Нарнии» Клайва Стейплса Льюиса в России долгая история. Очень скоро после выхода в Ленинграде первой книжки, «Льва, Колдуньи и Платяного шкафа», стало ясно – продолжений не последует по цензурным соображениям. Цензоры оказались догадливы – шестым чувство ощутили, что Аслан – не простой лев. Тогда энтузиасты (и главный из них – Наталья Леонидовна Трауберг) принялись за переводы остальных шести книг. Долгое время эти переводы «ходили в самиздате», как в те времена говорилось. Наконец, в начале 90-х годов все семь сказок были изданы издательством «Два Слона», потом многократно переизданы, переведены снова и снова разными переводчиками, опубликованы во многих городах. И вот теперь первая книга Нарнийского цикла – история Льва, Колдуньи и Платяного шкафа – на экране и доступна решительно всем. Что же такого привлекательного в небольших этих сказках, написанных во время и сразу после Второй мировой войны? Почему их продолжают читать по всему миру и не в первый раз уже экранизируют?

Да, эти книги замечательно написаны, они интересны и детям, и (что не менее важно) взрослым, они прекрасно подходят для семейного чтения, но главное в них – глубоко нравственный подход к важным вопросам, беспокоящим современный мир. Что такое добро? Что такое человек? В чем ценность этой человеческой личности? Что важнее – наказание (даже заслуженное) или милосердие? Впрочем, проблемы эти скорее вечные, чем современные. К тому же Льюису удалось найти замечательную форму, которая позволяет отвечать на волнующие всех вопросы без дидактизма и нравоучений. Он не проповедует, не убеждает, не дает прямых ответов, он просто рассказывает занимательную историю. В поисках ответов лучше заглянуть в его философские книги и трактаты: «Просто христианство», «Страдание», «Чудо», «Любовь», почитать его письма.

Но вернемся в Нарнию, где Аслан всходит на Каменный Стол – быть убитым Белой Колдуньей и ее присными – не для того, чтобы спасти хороших, правдивых, верных ему Питера, Сьюзен и Люси. Нет, его жертва выкупает у смерти предателя, отступника Эдмунда. Как в евангельской притче о пастухе, оставляет Аслан девяносто девять благополучных овец и идет спасать жизнь одной – заблудшей. Но тем выше благодарность этой заблудшей овцы, тем сильнее нравственная трансформация. Прощенный и искупленный Эдмунд обретает силу – ему удается перерубить страшный жезл Колдуньи, которым она превращает живых существ в статуи.

Однако есть тут одна маленькая важная деталь – нравственное пробуждение Эдмунда начинается не тогда, когда он встречается с Асланом, а немного раньше – когда мальчик видит, как Колдунья превращает ни в чем неповинных зверушек в каменные статуи. Первый раз он жалеет не себя, а кого-то другого, и эта милосердная капелька в его душе позволяет и ему стать объектом милосердия – получить прощение Аслана и остальных.

Прощение даруется – но есть одно условие, прощаемый должен понимать, что он совершил. Прощение необходимо каждому: даже Питер, а он в этой истории предстает прекрасным, почти без упрека рыцарем, нуждается в прощении – старший брат понимает, что отчасти виноват в «преступлении» Эдмунда. «Тут есть и моя вина, Аслан. Я рассердился на него, и, мне кажется, это толкнуло его на ложный путь», – говорит Питер. Прощение даруется всякому, кто раскаивается, так Люси немедленно прощает мистера Тамнуса, фавна, как только тот отказывается от своего намерения похитить ее и передать Белой Колдунье. «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Четверо детей попадают в Нарнию, и для Аслана важен каждый из них. Ценность каждой человеческой личности бесконечна, потому что она уникальна – в Кэр-Паравеле стоят четыре трона, и ни один из них не должен остаться пустым. Это замечательный символ незаменимости каждого, все четверо равно важны, не будет одного – не придет в Нарнию весна. Они такие разные – Питер Великолепный, Сьюзен Великодушная, Эдмунд Справедливый и Люси Отважная, как прозвали их впоследствии, когда они стали королями и королевами Нарнии. Именно эти различия создают гармонию, в которой открывается богатство характера каждого.

Но до победы и воцарения на четырех тронах еще далеко. Нарния оказывается полем битвы военной и, что еще важнее, полем битвы нравственной, где обман и предательство встречаются с милосердием и прощением. Предатель Эдмунд прощен любовью Аслана. Фавн Тамнус от того не может предать Люси, что девочка просто не верит в саму возможность такого дурного поступка. Ее доверие к людям (и фавнам) оказывается лучшей защитой.

Тема защиты, защищенности очень важна в этой истории. Недаром, когда Дед Мороз приносит детям подарки, Сьюзен получает лук для самообороны и рог, призывающий на помощь, подарки Люси – целительная жидкость, практически воскрешающая из мертвых, и кинжал – пользоваться только в минуту самой страшной опасности. А скоро приходит время первому испытанию Питера – защите сестер от нападения страшных волков, секретной полиции Белой Колдуньи.

Другая важная нравственная тема – верность. В самый страшный момент, когда девочки следят из укрытия за тем, что происходит на Каменном Столе, когда сердце замирает от ужаса, а ум твердит – все потеряно, надо сохранить верность, даже если не остается никакой надежды, что эта верность может кому-то понадобиться. Жены-мироносицы, ждущие у гроба, сестры обретают свою награду – Воскресшего.

Нарния – то магическое пространство, где нравственный выбор совершается абсолютно всеми – даже деревьями, наделенными, как и все другие живые существа в этой стране, личностными свойствами. Поэтому и у них есть выбор, сохранить верность Аслану или перейти на сторону Белой Колдуньи. Все, от маленькой храброй малиновки до огромного глуповатого великана, стоят перед одной и той же дилеммой – обратиться к лучшему в своей душе и остаться на стороне добра или позволить себе только на минуточку отступиться от нравственной позиции и тогда... Но как же холодно в царстве Белой Колдуньи, где неведомы жалость и милость – ценнейшие качества всякой личности.

Как говорит мистер Бобр (в книге, в фильм, к сожалению, многие замечательные высказывания этого персонажа не попали), и с ним трудно не согласиться: «Насчет людей может быть два мнения – не в обиду будь сказано всем присутствующим, но насчет тех, кто по виду человек, а на самом деле нет, двух мнений быть не может...» Это так важно – сохранить истинные человеческие свойства, не потерять их даже в обмен на волшебный рахат-лукум. А если они на какое-то время потеряны, постараться обрести их вновь.

В Нарнии каждому из детей – героев книги (и фильма), а вместе с ними и каждому читателю и зрителю дано научиться тому, как стать этим самым настоящим человеческим человеком. Дверь волшебного шкафа открыта – входите, пожалуйста.

Опубликована в журнале "Психология для жизни", 2006, № 2



© 2006, Нарния Разработано в GEHARD
Rambler's Top100 Яндекс цитирования ICQ: cтатус ICQ499669206 My status