Центр Нарния
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

О. Бухина. Джуди Блум. Ты здесь, Бог?

Печать  
Ольга Бухина
Маленькая книжка о дружбе с Богом и о разных девичьих разностях
Я назвал вас друзьями
Ин 15:15




О чем эта книжка? Ну конечно же, о самом главном – о том, как разговаривать с Богом – всегда и везде, независимо от того, к какой религии ты принадлежишь, в какую церковь (синагогу, мечеть) ходишь и в какой вере тебя воспитали или не воспитали родители. Это очень важно – разговаривать с Богом. Разговаривать вообще важно, важно не молчать, а обсуждать разные вещи и принимать решения сообща, после обсуждения. Именно этим и занимается девочка Маргарет, предоставленная в своих отношениях с Богом самой себе – от родителей ждать помощи не приходится, они слишком обижены на своих родителей, бабушки толкают каждая в свою сторону, и совсем не хочется идти, когда так толкают, подружки сами толком не знают, кто они такие – они просто родились в соответствующей семье и потому ходят в протестантский храм, католическую церковь или синагогу. Традиционно это задача родителей воспитывать ребенка в определенной вере, но родители Маргарет, которые, очевидно, сами получили весьма религиозное воспитание, так настрадались от всяческого фанатизма и ортодоксальности, что это полностью убило в них возможность живой веры. «Слишком» религиозное воспитание, к сожалению, очень часто приводит к обратным результатам, и дети вырастают ярыми атеистами. Нередко и обратное – дети, воспитанные в полном атеизме, приходят в вере как бы сами собой. Это и случилось с Маргарет, и в результате ей приходится потрудиться, чтобы, ну ни то, чтобы разобраться во всем этом, но хотя бы начать разбираться. Конечно, это не единственный ее интерес в жизни – ее беспокоит все то же, что и других девочек: школа, новый учитель, мальчики, менструация. Но при всей ее загруженности всеми обычными девчоночьими проблемами, Бог ее ужасно волнует и занимает в ее мыслях немалое место. Она разговаривает с Богом обо всем – опять-таки о школе, о родителях, о менструации, о подружках. Она жалуется Богу, сердится на Бога, а то и играет с Ним в молчанку. Она интуитивно знает, что для Бога все важно, что Ему небезразлично, что у нее в душе, о чем она мечтает, чего боится. Что замечательно в ее отношениях с Богом, это то, что они такие непосредственные, прямые. Для кого-то отношения с Богом как письмо послать – когда еще придет ответ, другому это телеграмма – пожаловался, поставил в известность, а что там Бог хочет сказать в ответ, не так уже и важно, третьему это телефонный разговор, беседа на почтительной дистанции, а для Маргарет – это настоящая встреча лицом к лицу. Оттого-то она и обижается на Бога, и не забывает благодарить Его. Он ее личный друг, ей приятно общаться с Ним наедине и совсем не хочется делиться Им с кем-то другим. Так вот и получается, что девочка никак не может найти его в церкви или в синагоге. К тому же она просто не в состоянии расслышать Его в толпе, там, где Его тихий (порой) голос заглушен голосами других. Как тут ни вспомнить пророка Илию, слышавшего Господа в тихом веянье ветра, а не в буре и урагане. Другой библейский персонаж, который приходит на ум, когда читаешь эту книжку, это Иов – неугомонный спорщик, не стесняющийся вопрошать Бога и оттого так ясно слышащий Его голос.

Но кроме проблемы личных взаимоотношений с Богом, эта маленькая книжка поднимает и другой, я бы сказала, огромный вопрос – проблему смешанных браков, которая становится все более и более важной в современном мире, где нет больше непроницаемых границ, где люди, такие различные, в том, во что они верят, да и не только в этом, живут по соседству друг с другом, не отделенные, как раньше, непроницаемыми стенами. Прекрасно, когда люди встречаются, общаются, влюбляются, женятся, не задумываясь порой, что пришли они из разных культур, и что их родители, когда были молодыми, и представить себе не могли таких «вольностей». Непроходимые границы между расами, национальностями, религиозной принадлежностью уже совсем не такие непроходимые, однако они не исчезают совсем, они существуют, даже, если люди не всегда отдают себе в этом отчет. Совсем не редкость, кода молодые люди, как бы они ни любили друг друга, решают не быть вместе, потому что никак не могут договориться, как воспитывать детей – в чьей вере, ее или его. Родители Маргарет подошли к этой проблеме «радикально» – просто никакой веры, и все тут, но для людей религиозных так вопрос не стоит, да и не может стоять, вот им приходится решать эту весьма сложную проблему. Книга не предлагает готового ответа, но и поставить этот вопрос уже немаловажно. Как выйти за пределы своего узкого мирка, но в то же время не потерять ту уникальность, которой ты обладаешь, принадлежа к определенной вере, определенной группе, определенному укладу жизни? Какие требования предъявляет современный мир, как избежать всеобщего смешения и ассимиляции, но вместе с тем не замкнуться в узко-национальных или сепаратистски-религиозных рамках? Как сочетать открытость к миру и толерантность с верой и верностью своей религиозной традиции? Современный мир задает нам все эти вопросы каждый день, и не существует универсального, подходящего всем и каждому, ответа. Но не надо отчаиваться, ответ на эти вопросы может быть получен каждым их нас, он этот скрыт в таких, как у Маргарет, прямых, живых и радостных отношениях с Богом.

См. также Д. Блум. "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет"

© 2006, Нарния Разработано в GEHARD
Rambler's Top100 Яндекс цитирования ICQ: cтатус ICQ499669206 My status