Центр Нарния
Реквизиты
Наш ЖЖ
Пресса о нас
Пресс-релизы
МОКФ - 2010
Конкурс 2009
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Спасённый мир

Печать  
Ольга Бухина

О новой книге Екатерины Мурашовой

Мурашова Е. Одно чудо на всю жизнь / Худож. Е. Горева. –
М. : Центр “Нарния”, 2010. – 368 с. : ил. –
(Мир для всех: Там, где мы живём)

“КРАСОТА спасёт мир”, – говорит сам себе музыкант Лёвушка, настраивая скрипку на заснеженном поле посреди всеобщей сумятицы, которая вот-вот окончится беспорядочной стрельбой и дракой. Но драка не начинается, потому что случается чудо. “Одно чудо на всю жизнь” – это и есть третья книга Екатерины Мурашовой, вышедшая в издательстве “Нарния”.

Каков же мир, в котором живут, вынуждены жить, современные дети? Да и сами эти дети – каковы они? Они – “наши дети, и их мир таков, каким мы его сделали”. Есть среди них благополучные, “ухоженные, чистенькие детишки с портфельчиками и без” – про таких читать одно удовольствие. Но повесть Екатерины Мурашовой не о них, вернее, не только о них. Мурашова пишет и о других детях – тех, кто “мстят миру, который вышвырнул их с самого порога жизни”. Тех, чьи родители спились, умерли или с трудом выживают в новом, изменившемся мире.

В новой книге и чистенькие, “домашние”, и “дикие”, беспризорные, бандитствующие дети настолько достоверны, что даже вкрапление фантастики – приземление космического аппарата, брат и сестра пришельцы – ничего по существу не меняет в этом ужасающе реалистичном произведении. В сложном, многофигурном сюжете не забыты и родители с учителями, и прочие взрослые. Они порой мешают ребятам, но в конце концов помогают им, потому что все они, даже пьяница Василий, в сущности, любят своих детей. Просто должно случиться чудо, чтобы эта любовь потоком хлынула наружу. И небольшая доза педагогической дискуссии между директором школы и учителем истории оказывается весьма к месту. Пусть это и чуть-чуть повтор того, что уже было в “Классе коррекции”, – не страшно: в подобных темах повторение всегда полезно. Но всё же учителя, при всей своей доброжелательности и высоких педагогических талантах, увы, не догадываются о том, каковы их ученики на самом деле.

Повесть читается залпом, но при этом то и дело хочется на минутку прерваться и подумать о прочитанном. А потом снова окунуться в мир книги, полный любовно вырисованных портретов детей, хороших и плохих. Впрочем, какие же они плохие? Их жестокость и агрессия – от безысходности, от жестокости окружающей жизни. Иллюстрации Елены Горевой тоже очень выразительные, можно даже сказать, характерные – так ясно удалось художнице передать характер каждого персонажа.

Любовь, забота, ответственность за другого... Мы привычно ассоциируем братскую любовь и заботу с “хорошими детками”, а тут получается, что эта самая забота сидит в сердце давно очерствевшем и озлобившемся. Глава банды-бригады Генрих Лис живёт в “мире уродов” – мрачном, безнадёжном, несправедливом. Но это не его выбор, он выброшен в “тьму кромешную” пьянством отца, которое обрекло всех трёх братьев на болезни и страдание, и жестокостью социальной системы, отторгающей слабых, больных, нуждающихся. К сожалению, как мир относится к нам, так и мы относимся к миру. Вот и “Генка ненавидел почти весь мир”, делая исключение только для братьев, Ёськи и Вальки. Сам про себя Генка говорит: “Я – не человек! Давно не человек! И не был никогда! Я – урод!” Только это неправда. Потому и получает он своё чудо – одно чудо на всю жизнь.

Оказывается, что “нормальный мир” и “мир уродов” – один и тот же мир, сложный, противоречивый, но единый и полный внутренних связей. И трудно сказать, “где у нас Добро, где – Зло”, всё сходится вместе, завязывается в один тугой – не развязать – узел. А самое грустное, что для желанного чуда – выздоровления больного ребёнка – потребовалось вмешательство инопланетян. Разве земные врачи не могли помочь? Увы, земным врачам нет дела до беспризорных мальчишек.

Екатерина Мурашова, писатель и психолог, помогает читателю увидеть суть явлений и событий, понять глубину чувств и эмоций подростков, не всегда умеющих эти чувства выразить или даже определить для самих себя. Как говорит Тарас Варенец о своей подруге: “Она что чувствует, то и наружу. Словами врёт, как все девчонки, а чувствами – никогда. Он, Варенец, врёт почти всегда. Ему хочется заплакать, а он не плачет, хочется смеяться – а он не смеётся. Почему? Так получилось. А Маринка смеётся, когда ей весело, и плачет, когда ей грустно. Может быть, так и надо жить?” Может быть, но не всегда так получается, и не только у подростков.

“Одно чудо на всю жизнь” продолжает разговор, начатый в “Классе коррекции” и “Гвардии тревоги”. У героев книг Мурашовой всегда есть возможность измениться; перемены медленно-медленно зреют в них – и во взрослых, и в юных. Меняется Генка-Генрих, который теперь снова способен плакать, а у Альберта, которого раньше волновали только задачки по математике, вдруг возникает желание кому-нибудь помочь. Одно из самых важных изменений, мне кажется, происходит с Тарасом – он решился не только признаться девочке в том, как много она для него значит, но и сказать учительнице, что не он – самый гениальный математик в классе.

В общем, замечательная получилась книжка. Очень бы хотелось, чтобы она попала в руки не только Витькам, Лёвушкам и Маринкам, к услугам которых всевозможные книжные магазины и школьные библиотеки, но и Ёськам, Генкам и Матвеям Косым. А это невозможно без помощи тех взрослых, которым небезразлична судьба подобных детей. И пусть от чтения книги слезает наросшая короста и проступает, как сказал бы Ёська, “маленькая пушистая душа”.


Опубликовано: Журнал "Библиотека в школе" №11/2010

© 2006, Нарния Разработано в GEHARD
Rambler's Top100 Яндекс цитирования ICQ: cтатус ICQ499669206 My status